Российский либерализм принимает все более агрессивные очертания и выходит на улицы, инстаграмы и ютубы. “Мы обязательно победим” — главный лозунг борцов с несправедливостью. Пока что их главное оружие — это беззубые мирные демонстрации, многотысячные лайки и профессионально смонтированные видео каналы. Многие из них нам даже симпатичны. Однако подлинных оваций заслуживают их режиссеры. В непримиримой кибер-войне им удается побеждать армии “кремлеботов”, превращая посредственностей в народных героев. Под занавес Россию, видимо, ждет Майдан, трансфер власти, передел собственности, амнистии, аресты, и … окончательная победа добра над злом. Ожидается, что “мы победим”, и коррупция вместе с чиновничьим беспределом навсегда исчезнут. Может быть, и “победим”, но исчезнут ли?

Коррупция — зло! Яркий лозунг. Он гарантирует место на трибунах. С ним легко воодушевлять массы, подымать их на борьбу и выводить на улицы. Кто ни разу не сталкивался со взятками, откатами, поборами и вымогательством со стороны чиновников? Все сталкивались. Статистика — в помощь: по данным Transparency International Российская власть — одна из самых коррумпированных в мире (136-е место из 180-ти с конца).

Кто же эти враги российского народа, которые берут взятки и мешают нам жить? Это граждане России, которым посчастливилось оказаться на государственных должностях. Их приблизительно 140 человек на каждые десять тысяч населения. А чем же занимаются остальные 9860 человек в России? На кого они работают и что производят? Давайте послушаем статистику и посчитаем.

В 2018 году Россия экспортировала товаров и услуг на 450 млрд долларов. Из них лишь 125 млрд (около четверти) составляет так называемый несырьевой неэнергетический экспорт, а именно все, что не нефть и не газ. То есть на три четверти страна занята добычей ископаемых и продажей их за границу, или, как метко обозвал это процесс отец народов, “торговлей Родиной”. Совершенно логично, что при коррупционном государственном аппарате и государстве в качестве главного акционера крупнейших нефтяных компаний, главными бенефициарами торговли Родиной являются чиновники и силовики.

Остальное население по большей части занято либо добычей этих ископаемых (лишь 2.2% от всего трудоспособного населения), либо обслуживанием означенных чиновников (более 70%, по данным Федеральной Службы Государственной Статистики, смотри стр. 49). Их нужно стричь, одевать, обувать, кормить, расселять в новые квартиры, и развлекать.

Чтобы чиновник мог воровать, ему нужно помогать. Он должен быть обут и одет. У него в квартире должен быть свет и горячая вода. Ему нужны хорошие дороги, качественная еда и медицинское обслуживание. Обеспечением всего этого по большей части и занято трудоспособное население России. Чиновники добывают нефть и продают ее за границу, а население им в этом деле помогает, мечтая быть как можно ближе к государству, а если повезет, то и занять должность рядом с полезными ископаемыми.

Так выглядит современный российский неофеодализм.

В сложившейся ситуации кто-то обвиняет советское прошлое и пост-советскую разруху, от которых мы никак не оправимся; кто-то считает, что богатая природа — это проклятие современной России, развращающее экономику; а для кого-то очевидно, что за всем этим стоят американские массоны, видящие Россию сырьевым придатком своей американской экономики и бросающие нам свои геополитические вызовы в виде новых пакетов новых санкций. Большинство сходится в одном: выхода нет.

Как бы то ни было, Россия — страна с огромными запасами и многовековой коррупцией, в которую вовлечено большинство населения. Рискну предположить, что с коррупцией на Руси всегда пытались бороться, но никогда не пытались победить. Так, еще пять веков назад царь Иван Грозный в качестве наказания “за чрезмерность (!) во взятках” ввел смертную казнь. Обратите внимание, не за взятки, а именно за чрезмерность.

Таким образом, мало что производя полезного, мы в основном обслуживаем чиновников, “торгующих Родиной”.

И в этих условиях мы слышим лозунг “мы победим”. Спрашивается, кого именно вы хотите победить, господа либералы? И что мы будем делать после того, как посадим в тюрьму тех, кто сейчас качает нефть? На их место нам придется посадить новых чиновников и поручить им качать ту же нефть, в тех же объемах. Просто потому, что мы все ничего другого делать пока не умеем, да и не очень хотим.

Мы умеем либо воровать, либо служить.

Европейская или американская модель нам может быть и подойдет, если внедрять ее постепенно, в течение лет эдак ста, постепенно заменяя добычу нефти и газа производством мебели, автомобилей, телефонов, стройматериалов и мяса. Постепенно заменяя воров и их обслугу на строителей, программистов, крестьян и машиностроителей. Постепенно заменяя уважение к мундиру уважением к мозолям на руках. Постепенно заменяя мечты о самой великой стране мечтами о самой богатой. Постепенно!

Сегодняшняя “наша” единовременная победа на Майдане проспекте Сахарова приведет только к одному: замене одних чиновников другими. Суть и структура российской экономики и общественного порядка не изменятся. Их невозможно изменить одним днем. И одним годом тоже. И тем более одним человеком.

Совершенно очевидно, что это совершенно очевидно авторам лозунга “мы победим”. Не о нашей с вами победе они говорят, а о своей личной. Они победят, а мы останемся теми, кем и были — слугами слуг народа.