Прочитал недавно о том, что украинские стартапы приглашаются для участия в StartupGrind, выставке в Калифорнии. И задумался, а как же будут разбираться организаторы этой украинской секции, кто украинский стартап, а кто нет? У меня есть ряд интересных идей, хочу с вами поделиться.

Сначала, думаю, стоит проверить паспорт. Он должен быть выдан одним из РОВД на территории Украины. При этом важно обратить внимание на дату выдачи. Если это симферопольский райотдел или луганский, а выдан паспорт в прошлом году, то какая же это Украина и какой же это украинский стартапер, верно? Такие стартаперы нам не нужны, им в другую секцию.

В паспорте необходимо обратить особое внимание на место рождения. Даже если паспорт выдан Украиной, местом рождения может быть, например, Санкт-Петербург. Или, что еще хуже, Ленинград. Такие стартаперы должны быть категорически исключены из украинской секции.

Особое внимание нужно обратить на графу “национальность”, в ней должно быть четко указано “украинец” или “украинка”. Никаких “беларус”, “татарин”, или, не дай бог, “русский”. Это же украинская секция, а не какая другая!

Далее, нужно проверить фамилию матери. Если это Гольцман или Каценеленбоген, то совершенно ясно, что украинским этот стартапер называться не может. Ему нужно в другую секцию на выставке, в соотвествии со своей национальностью.

Если же и графа “национальность” сходится, и фамилии родителей подозрений не вызывают, стоит внимательно посмотреть на внешность стартапера: она может говорить сама за себя. Казаха, индуса, или, скажем, негра, определить и отсеять будет несложно, как бы он ни старался спрятать свою национальную принадлежность за паспортными данными. Сложнее будет с евреями, русскими, или, скажем, эстонцами. Этих отличить будет труднее, но тоже возможно, например, по внешним антропометрическим признакам.

Будет также полезно устроить им тест на знание украинского языка и литературы. Украинский стартапер обязан знать и любить Остапа Вишню, Михаила Коцюбинского и Марко Вовчок. Само собой разумеется, что говорить он должен на украинском языке, бегло.

Также, необходимо обратить внимание на имеющиеся у стартапера связи с Россией. Совершенно очевидно, что украинские стартапы — это не российские стартапы. Между ними огромная разница, и мы должны быть начеку. Проще всего потребовать справку об отсутствии родственников в России и окупированных ею территориях.

И последнее, необходимо провести подробное собеседование с каждым стартапером для выяснения его политических взглядов и его отношения к проблеме анексии Крыма, соборности Украины, роли ОУН-УПА во Второй Мировой Войне и Владимиру Путину, как главному злодею современности. Мы не должны позволить, чтобы в украинской секции на такой крупной калифорнийской конференции появились ненадежные элементы.

Есть еще идеи, как помочь организаторам украинской секции найти именно тех, кто имеет право носить гордое имя “украинских стартаперов”?

А теперь давайте серьезно. Ну в самом деле, кто такие украинцы? Те, кому выдали паспорт или те, кто говорит на языке Шевченко? Это национальность или гражданство? И зачем вообще нужно разделять людей на украинцев, русских, татар и евреев? Как думаете, кому выгодно это разделение?

Я отвечу. Оно выгодно тем, кто спекулирует на одной из самых сильных человеческих эмоций — ненависти. Организаторы конференции, равно как и большинство политиков, разыгрывают карту ксенофобии, которая всегда козырная, если имеешь дело с глупостью: мы украинцы и это важно.

Мы не такие, как они: у нас свой флаг, свой гимн, свой президент, своя гордость, своя история, и своя форма усов. И мы поедем на выставку именно в свою, украинскую секцию. Мы не поедем в секцию медицинских стартапов, или успешных стартапов, или стартапов с фаундерами до 30-ти лет. Нет, наша секция — это секция стартапов с украинскими паспортами и желто-синими футболками.

Было бы смешно, если бы не было так грустно.

Может быть хватит гордиться Украиной? Может пора начинать гордиться товарами, технологиями, знаниями, достижениями, кем бы и на какой бы территории они ни были созданы? Согласитесь, вам ведь неважно какого цвета паспорт был у Альберта Эйнштейна и какой национальности был Генри Форд. Вам ведь все равно, где родились, проживали, и на каком языке говорили Нильс Бор, Никола Тесла или Норберт Винер. Так почему же нам сейчас должны быть важны именно украинские стартапы?

Украина, равно как и любое другое государство, это лишь территория на карте, временно обнесенная забором с воротами для таможенного контроля. Как видите, за последние несколько лет форма этой территории сильно изменилась. За следующие 10-20 лет она изменится еще больше, в ту или иную сторону. Станет больше или меньше, не знаю, да это и неважно. Не в территории дело и не в названии, а в нас с вами. В том, что мы делаем, пишем, создаем, строим, изобретаем.

Хватит строить украинские стартапы. Давайте строить успешные.