Позавчера Владимир Путин, 4-й президент России, провел ежегодную пресс-конференцию, на которой ответил на вопросы журналистов. Всего их, журналистов, там было 1437. Немногим менее тридцати вопросов были заданы об экономике, Улюкаеве, Немцове, Крыме, Трампе, Brexit, убийстве посла, бездомных животных, допинге и квасе. А что бы вы спросили у Путина, оказавшись у микрофона?

Предвижу ваши варианты. Когда вернешь Крым, негодяй? Когда отменят санкции? Когда выпустят политических заключенных? Когда в России перестанут воровать? И вообще, доколе мы будем все это терпеть?

Хочу вас огорчить—на все эти, казалось бы, острые вопросы у Путина есть спокойные и логичные ответы. Этих вопросов он не боится, и ему их задают “храбрные” журналисты. Я взял это слово в кавычки, потому что, на мой взгляд, не нужно много храбрости, чтобы спросить Путина, когда он вернет Крым. Он его не брал. За присоединение Крыма голосовал народ, как России, так и Крыма. Чего вы от меня хотите,—будет ответ.—Чтобы я, законно избранный подавляющим большинством, президент пошел против воли своего народа?

А насчет политических заключенных, похищений людей и нападений на журналистов, то это вообще вопрос не к президенту. Есть уголовный кодекс и суды, где никто ни от кого ничего не скрывает. Если у следствия есть доказательства, обвиняемый получает по заслугам. Если нет, его отпускают. Перед законом у нас все равны. А на счет пропавших журналистов, то мы их ищем, с ног сбились, будьте покойны,—скажет Владимир Владимирович.

Не имеют смысла подобные вопросы. Задавая их, мы лишь показываем наше непонимание ситуации и молчаливое с ней согласие. И непонимание заключается в том, что мы ищем в президенте царя защитника наших холопских интересов, а не временно выбранного и наемного исполнителя нашей воли.

При диалоге народа с президентом, первый, в лице полутора тысяч журналистов, не должен спрашивать о том, почему где-то убили журналиста, не посадили в тюрьму коррупционера или не прислушались к голосу справедливости. Президент, если и несет за это ответственность, то опосредованно. Он никаких журналистов не убивает, непосредственно расследования по коррупционерам не ведет, и голоса справедливости ему не слышны.

Вместо этого народ должен спрашивать своего президента о результатах, за которые он несет прямую ответственность и для достижения которых его выбирали. Что же это за результаты? Давайте разберемся. Путин прямо или через Медведева руководит страной уже 16 лет, стартовав в январе 2000-го года, сразу после добровольной отставки Бориса Ельцина. Как изменилась ваша жизнь на территории, которой Путин управляет (как бы она ни называлась)? Как изменилось качество вашей жизни?

Для измерения качества жизни используются самые разные метрики и методологии оценки. Давайте возьмем самые очевидные и понятные и посмотрим, где находится Россия относительно других стран:

16 лет работы и такие печальные результаты.

Может быть пора прекратить спрашивать Путина о Крыме, Сирии, Улюкаеве, квасе и бездомных животных, а задать наконец главный вопрос президенту России: Владимир Владимирович, Вы уверены, что справляетесь со своими обязанностями и Вам еще не пора в отставку в связи с банальной некомпетентностью?

Мне искренне интересно, что бы он ответил.