Позавчера в Турции убили посла России, а вчера в Берлине грузовик въехал в толпу людей. Неприятно и больно видеть, как ни в чем не повинные люди гибнут от рук террористов по всему миру: Ницца, Багдад, аэропорт Ататюрка, Йемен, Брюссель, Париж. Терроризм, по словам Шойгу,—это “главная угроза для человечества”, которая, по словам Обамы, “останется в мире еще долго”. У меня другое мнение. Я не считаю посла России в Турции, прохожих в Берлине и туристов в Париже ни в чем не повинными людьми.

Террорист—это злодей, убийца, недочеловек, маньяк, психопат. Все, чего он хочет,—это крови. Причем, крови людей, которые без оружия. Эти негодяи не атакают военные базы, не убивают солдат вражеской армии, не борятся честно, с высоко поднятой головой. Они стреляют из-за угла, убивая мирных граждан, на площадях и в торговых центрах. Убивают тех, кто не имеет никакого отношения ни каким военным конфликтам.

Они убивают детей и пенсионеров. У них нет ни совести, ни морали. Они—воплощение зла. Они—главная угроза для человечества, страшнее глобального потепления и астероида Бенну. Мы не будем с ними ни о чем договариваться, мы будем их только уничтожать. Одного за другим. Как уничтожили Маквея, Басаева, бен Ладена и многих других.

Так?

А вот нет, не так.

Давайте разберемся, без эмоций.

Да, нам жалко жертв террактов. Нам страшно оказаться на их месте. Нас переполняет ненависть к тем, кто оставляет бомбы в урнах на автобусных остановках. Мы считаем их врагами. Однако, давайте попробуем стать на их место.

Например на место 22-х летнего Мевлют Мерт Алтынташ, убившего Андрея Карлова в Центре современного искусства Анкары на открытии фотовыставки два дня назад. Судя по его последним словам, он сделал это в знак протеста против действий России в Сирии и, в частности, в Алеппо. Мы не знаем всех деталей, но весьма вероятно, что его не устраивал тот факт, что его город бомбят самолеты с российским флагом.

Что сделали бы вы, если бы ваш город стали бомбить, например французские самолеты? Скорее всего, ничего. Собрали бы вещи и двинулись в лагерь беженцев просить воды, еды и милосердия. Вы бы не сели в поезд и не поехали бы в Париж взрывать парижское метро. Вы бы не стали убивать детей и стариков на улицах Марселя и Ниццы. Вы бы не пронесли бомбу в Лувр, и вы бы не врезались на угнанном грузовике в прохожих на Площади Согласия.

А почему?

Потому, что это мирные и ни в чем не повинные жители, да?

А кто заплатил за бомбардировку вашего города? На чьи деньги заправлялись самолеты? Кто выбирал, путем всеобщего голосования, то правительство, которое приняло решение сделать оружие для уничтожения вашего дома? Кто то молчаливое большинство, благодаря равнодушию которого, правительство и армия вели военные действия на вашей территории?

Именно эти “мирные” жители.

Не могут граждане государства, которое ведет войну, называть себя мирными и ни в чем не повинными. Именно они в первую очередь виновны в этой войне. Ни солдаты, ни Путин, ни Обама и ни создатели оружия не несут столько ответственности за современные войны, как мы с вами.

Обратите внимание, я не поддерживаю и не критикую действия России в Сирии. Я не знаю всех мотивов этой войны и вообще знаю о ситуации только из новостей. Я совершенно о другом. Я хочу, чтобы мы понимали, что за каждую бомбу, сброшенную с российских самолетов на Алеппо, несет ответственность каждый обладатель российского паспорта. Да и не только российских самолетов и не только российского паспорта.

Не можем называть мы себя мирными и ни в чем не повинными, пока где-то на планете идет война. То, что мы стоим в стороне, не означает, что мы непричастны.

Современные войны ведутся по самым разным причинам, от экономических до религиозных, но всегда за этими причинами стоим мы с вами. Это мы хотим, чтобы в Сирии была война. Это нам она нужна. Это мы ее оплачиваем. Это мы ее главные спонсоры и поджигатели. Мы голосуем, мы пьем Coca-Cola, мы смотрим новости и рекламу—мы молчим и платим.

Терроризм же лишь внезапно долетающие до нас осколки, очень нас пугающие. Нам страшно, но давайте не забывать, кто во всем виноват.